Пояснительная записка
В основе проекта лежит организация здоровьесбережения детей в летний период через оздоровительные технологии, творческое, познавательное и речевое развитие.
Летний период представляет собой уникальную возможность для планирования дел по художественно-эстетическому направлению. Каждый проект включает в себя организацию «Летнего вернисажа» - совместной продуктивной деятельности детей и взрослых (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного и бросового материала) по теме проекта.
«Летний вернисаж» представлен в виде мини-выставок на игровых участках и в холле детского сада. «Летний вернисаж» организовывает каждая группа. Такая деятельность не только способствует развитию интереса каждого ребенка к изобразительному творчеству, но и дает возможности для проявления познавательной активности, инициативы и самостоятельности каждого ребенка.
Ежемесячно в рамках проекта оформляется наглядный информационный стенд «Лето красное – пора прекрасная», включающий в себя разделы: «Фото месяца», «События месяца», «Победители месяца», «Поэтическая страничка». Музыкально-театральное направление проекта помогает сделать жизнь детей в саду увлекательнее и разнообразнее. Продукты музыкально-театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, концерты и др.) вносятся в содержание праздников, развлечений и «сладких пятниц» - дней летних именинников.
Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной и речевой сферы. Проект «Детский сад – территория здоровья и радости» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период педагоги ДОУ большое внимание уделяют ориентировочно-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В рамках проекта с детьми планируются наблюдения, труд в природе, целевые прогулки, проводятся познавательные беседы, организуются различные опыты.
Срок реализации: 3 месяца.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: фронтальный.
Организация детей: групповая
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, медицинский работник (по согласованию), специалисты ДОУ, родители (законные представители), старший воспитатель.
Актуальность.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Учитывая, что летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе, творческая группа педагогов разработала проект «Лето красное-пора прекрасная».
Цель проекта: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.
Задачи:
- Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
- Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
- Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
Реализация задач проекта осуществляется по направлениям: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие ребенка.
Цель физкультурно-оздоровительного направления: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.
Самыми главными компонентами двигательного режима оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из пяти основных жизненно важных движений: бега и ходьбы, прыжков и лазанья, метания.
Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневные физкультминутки, дыхательные и психогимнастики и пальчиковые игры, спортивные и подвижные игры и упражнения - с целью понижения утомляемости, переключения, повышение уровня адаптации и сопротивляемости детского организма, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, и в конечном счете – всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников.
Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.
Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в летний период.
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. «Минутки отдыха» и сон, как наиболее эффективный отдых. Факторы, приводящие к утомлению в летний период.
Модуль 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.
Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоема. Основные ситуации. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами и т.д. Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.
Модуль 3. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Для успешной реализации свободной деятельности детей дошкольного возраста в летний период на прогулочных площадках планируются ПРРС (центры):
-художественно-эстетический - «Солнечная палитра» (Июнь);
-театрально-эстетический - «Сказочный город» (Июль);
-музыкально-эстетический - «Соловьиные трели» (Август);
-физкультурно-оздоровительный - «Центр здоровья» (спортивная площадка, ответственный инструктор по ФИЗО(летний период));
-познавательно-творческий – «Малыши карандаши» (холлы дошкольного учреждения, ответственные педагог-психолог, учитель-логопед (летний период);
-социально-коммуникативный - «Центр сюжетной игры» (Июнь);
-познавательный – «Мой мир» (уголок экспериментирования) (Июль);
-речевой - «Умники и умницы» (Август).
Каждый центр представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, скамейками, необходимыми материалами. Каждый центр оформлен соответственно ФГОС.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- 100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.
- Повышение компетентности педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей.
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Снижение уровня заболеваемости у детей.
- Овладение навыками самооздоровления
Подведение итогов каждого месяца проводится по следующей системе -
Ежемесячно в рамках проекта оформляется наглядный информационный стенд
(стенгазета) «Лето красное-пора прекрасная» для родителей, включающий в себя разделы:
«Фото месяца»,
«События месяца»,
«Победители месяца»,
«Поэтическая страничка».
На итоговом педсовете презентация мини-проектов, подведение итогов, аналитическая справка.