НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
О назначении ответственных за реализацию перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в муниципальных образовательных организациях Изобильненского района и представление сводной информации в государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» (Приказ отдела образования АИМР СК от 27 мая 2016 г. № 402)
Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в Изобильненском муниципальном районе Ставропольского края (Постановление администрации ИМР СК от 11 мая 2016 года № 463)
Об утверждении Положения о реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и представления сводной информации об исполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» (Приказ отдела образования АИМР СК от 11 мая 2016 г. № 345, Приложение)
О проведении обследования и паспортизации образовательных организаций Изобильненского муниципального района Ставропольского края (Приказ отдела образования АИМР СК от 20 апреля 2016 г. № 300)
О назначении ответственных за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов (Приказ отдела образования АИМР СК от 20 апреля 2016 г. № 299)
РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
"Об утверждении Порядка разработки и реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и представления сводной информации об исполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в федеральное Казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" (Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 05 февраля 2016 года № 80-пр)
"О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" (Закон Ставропольского края от 09 ноября 2015 года № 121-кз)
"Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края (Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 октября 2015 года № 327-рп)
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
"Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида" (Приказ от 31 июля 2015г. № 528н)
"Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида" (Приказ от 15 октября 2015г. № 723н)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
План мероприятий "Дорожная карта РФ" по реализации ФГОС ОВЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ)
"О реализации Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, образовательными организациями Ставропольского края" (Приказ от 14 июля 2015 года № 1016-пр)
"Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ)
"О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов" (Постановление Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 1343)
"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 )
"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"(Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н)
"О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 339-ФЗ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Разъяснения работодателю организации, осуществляющей деятельность с участием несовершеннолетних, по применению норм Трудового законодательства в отношении лиц, имевших (имеющих) судимость, либо привлекавшихся к уголовной ответственности
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
Модели раннего выявления детей с ОВЗ
Практики образование детей с ОВЗ
Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ
Расчет нормативов на детей с ОВЗ
Реализация адаптированных образовательных программ
Реализация избирательных прав инвалидов
Рекомендации по делам инвалидов
Примерный уч.план ФГОС НОО ОВЗ
Примерный уч.план ФГОС с умственной отсталостью
Рекомендации по разработке учебных планов
Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации
Разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)
Технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР. ООП НОО - АООП НОО обучающихся с ЗПР: соответствие разделов образовательных программ
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ ПО ДОСТУПНОСТИ
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Акт обследования к паспорту доступности
"О сооздании условий доступности" (Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, Письмо отдела образования АИМР СК)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2012 г. №627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики"
Разработать план мероприятий по обеспечению доступности
Служебная записка Министру труда и социальной защиты населения Ставропольского края .
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ИЗОБИЛЬНЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ПО ИТОГАМ 2015/16 УЧЕБНОГО ГОДА
Обеспечение раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им комплексной помощи
Для обеспечения раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им комплексной помощи, при отделе образования создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Изобильненского муниципального района (приказ отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 14 июля 2015 г. № 538 «Об утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района Ставропольского края») (ТПМПК ИМРСК), на базе образовательных учреждений организована работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк ОУ).
В процессе развития системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных осуществляются следующие мероприятия:
психолого-педагогическое и медицинское обследование детей на ПМПк ОУ и ТПМПК ИМРСК с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья;
обобщение и распространение имеющего в ОУ опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье;
организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка;
повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.
Методическое обеспечение системы раннего выявления и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в системе образования Изобильненского района реализуется в следующих направлениях:
совершенствование психолого-педагогических технологий комплексной диагностики;
адресность оказываемой помощи семье и ребенку с отклонениями в развитии;
оптимизация коррекционной работы;
получение новых данных об особых образовательных потребностях детей с выявленными отклонениями в развитии;
создание на основе проведенной диагностики новых технологий психологической помощи семье проблемного ребенка.
Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно отделом образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее – отдел образования) пополняется банк данных о детях-инвалидах и о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Ежегодно проводится сверка данных о детях данных категорий с МБУЗ «Изобильненская ЦРБ», Управлением труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района, образовательными учреждениями района.
Сеть образовательных учреждений в Изобильненском муниципальном районе состоит на сегодня из 24 общеобразовательных учреждений, из них – 22 средние школы, 1-основная школа и Центр образования, 34 дошкольных образовательных учреждений, из них: 33 – муниципальные, 1 – государственное (ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №15»). Стабильно функционирует система дополнительного образования, представленная: Детско-юношеской спортивной школой, Центром технического творчества и Центром внешкольного развития.
Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья 308 человек, из них дошкольного возраста – 212 человек и школьного возраста 96 человек. Всего детей-инвалидов 132 человека: дошкольного возраста - 28 человек, школьного возраста - 104 человека. Число детей-инвалидов, детей с ОВЗ обучающихся на дому – 68 человек, из них дошкольного возраста - 1 человек и школьного возраста – 67 человек. Число детей-инвалидов школьного возраста с сохранным интеллектом, обучающихся на дому - 50 человек.
В части обеспечения общедоступности дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создаются условия, которые обеспечивают не только образовательные услуги, но и позволяют развить механизм компенсации имеющегося дефекта, отклонения у каждого воспитанника. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказание коррекционных услуг в дошкольных образовательных учреждениях осуществляет 17 коррекционных групп (посещает 197 детей), из них 16 групп для детей с общим недоразвитием речи (185 детей), 1 группа для детей с задержкой психического развития (12 детей).
В соответствии с Решением Совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края второго созыва № 75 от 15.08.2013 г., освобождены от оплаты за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Изобильненского муниципального района Ставропольского края в размере 100% семьи, имеющие ребёнка – инвалида и детей с ограниченными возможностями, посещающие компенсирующие группы МДОУ.
Для организации работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений в 2016 году Советом Изобильненского района выделено 2352586,00 рублей, краевым бюджетом было выделено – 40680,00 рублей. Отдел образования направляет денежные средства, предусмотренные на индивидуальное обучение детей-инвалидов дошкольного возраста, в дошкольные образовательные учреждения, в которые зачислены дети-инвалиды. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета компенсации затрат родителей (законных) представителей на эти цели предполагает получение только образовательных услуг.
При невозможности организовать обучение ребенка-инвалида на базе дошкольных образовательных учреждений, на постоянной основе организован родительский всеобуч для семей, воспитывающих детей – инвалидов дошкольного возраста на дому, который проводиться в рамках специальных обучающих мероприятий (лекций, семинаров, тренингов), тематических родительских собраний, «горячих линий».
Согласно действующему законодательству дети-инвалиды школьного возраста обеспечиваются бесплатным питанием (около 49 % детей-инвалидов (из малообеспеченных семей), путевками в летние оздоровительные лагеря (около 53 % детей-инвалидов), бесплатными учебниками. Во всех школах созданы условия для реализации права личности на выбор формы и содержания образования, отсутствует конкурсная основа приема детей в 1-е и 10-е классы, ограничения с учетом места жительства.
Для детей с выраженными нарушениями развития и тяжелыми заболеваниями на основе медицинских рекомендаций организовано индивидуальное обучение на дому. В соответствии с инструкциями МО РФ для этой категории детей определяется персональный состав педагогов. Выделяется необходимое количество часов в неделю, составляется расписание, которое доводиться до сведения родителей. Ведутся журналы учета проведенных занятий. Итоговые оценки выставляются в классные журналы. Вопрос организации и осуществления индивидуального обучения находится на контроле в отделе образования и администрации общеобразовательных учреждений. Данные о детях, находящихся на индивидуальном обучении, ежемесячно корректируются и уточняются на основании отчетов, предоставляемых ОУ.
Для детей, имеющих нарушения интеллекта на территории Изобильненского муниципального района функционирует Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 19 VIII вида». Наполняемость классов соответствует норме и составляет 12 человек. Распорядок дня и расписание уроков составлено с обязательным соблюдением требований СанПина. Расписание утверждено директором образовательного учреждения при согласовании с отделом образования администрации Изобильненского района и Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе. Охват детей составляет 100%.
Решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края № 171 от 18 ноября 2014 года утверждено Положение об отделе образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, на который возложены функции по социальной поддержке детей – инвалидов.
На территории Изобильненского муниципального района утверждены следующие нормативно – правовые акты:
- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 12 декабря 2012 г. № 1915 «Об утверждении Положения о координационном совете по делам инвалидов при главе администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края и его состава»;
- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2010 года № 339 «О передаче отдельных государственных полномочий по обучению детей – инвалидов дошкольного возраста на дому»;
- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 24 февраля 2014 г. № 328 «О территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района»;
- Порядок организации индивидуального обучения детей-инвалидов и больных детей на дому в муниципальных образовательных организациях Изобильненского муниципального района Ставропольского края, утвержденный приказом отдела образования от 17 марта 2014г. № 168;
- Порядок предоставления услуги по выявлению и учету детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста утвержденный приказом отдела образования от 28 ноября 2014г. № 782.
Для обеспечения образовательных услуг при отделе образования создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Изобильненского муниципального района (приказ отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 14 июля 2015 г. № 538 «Об утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района Ставропольского края»).
В соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края от 22 февраля 2011 года № 105-пр № «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках реализации мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, приоритетного национального проекта «Образование» на территории Изобильненского муниципального района Ставропольского края на базе семи образовательных учреждений организовано 12 рабочих мест (МКОУ «СОШ № 3», МКОУ «СОШ № 4», МКОУ «СОШ № 6», МКОУ «СОШ № 7», », МКОУ «СОШ № 10», МКОУ «СОШ № 14», МБОУ «СОШ № 19»), в которых обучается 8 детей-инвалидов.
За текущий период отделом образования проведены организационно – методические консультации для учителей образовательных учреждений – 4, для родителей – 4, для руководителей образовательных учреждений района - 2.
Общее количество учителей, осуществляющих обучение детей-инвалидов за 6 месяцев 2016 года с применением дистанционных образовательных технологий, составило 19 человек, из которых прошли обучение на курсах повышения квалификации по темам:
«Организационно-правовые основы реализации инклюзивного образования в массовой школе» - 72 часа – 1 чел.
«Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов» - 72 часа – 12 чел.
«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ, в условиях введения ФГОС ДО» - 36 часов – 4 чел.
«Современные технологии логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения речи» - 72 часа – 1 чел.
«Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» - 36 часов – 1 чел.
Организация психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В Изобильненском районе действует разработанный алгоритм взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья(детей с ОВЗ) в условиях психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (ПМПк ОУ) осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальным