Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности,
и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему
развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская
деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше
реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие
как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование,
наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей,
как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при
овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом
общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных
сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр,
формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с
активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его
окружении, благоприятных условиях жизни.
Значение прогулки в развитии детей дошкольного
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое
и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе
деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в
естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической
подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную
активность детей; - способствовать
познавательно-речевому,
личностному развитию детей.
Виды прогулки (по месту проведения):
- на участке Детского сада;
- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший
дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).
Виды прогулок (по содержанию):
- традиционная;
- тематическая;
- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка
детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в
месяц);
- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Значение прогулки для развития детей.
- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много
новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях
сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными
явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в
природе.
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его
достопримечательностями, трудом
взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют
дороги и т.д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении
(а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен,
улучшают аппетит.
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми.
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется
мышечная система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического,
трудового и эстетического воспитания.
Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен
проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение
утренней оздоровительной гимнастики . Занятия проводятся по сетке на летний
период (эстетический, оздоровительный циклы).
Структура прогулки:
1.Наблюдение.
2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4.Труд детей на участке.
5.Самостоятельная игровая деятельность.
Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях ) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей
составляет не менее 3-4 часов.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во
вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При
температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при
температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4
лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и
скорости ветра более 15 м/с;
Методические рекомендации
Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее
развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает
жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических
качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Участок группы также является частью развивающего пространства
группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая
деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени
дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-
развивающей среды на летних участках становится очень актуальным
Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
∙ участки групп с теневыми навесами;
∙ спортивную площадку;
∙ размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
∙ площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
∙ цветочные клумбы, цветники;
∙ огород.
На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия
для полноценной прогулки детей:
∙ площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин»
и прочее;
∙ площадка для игр с песком, ветром;
∙ бассейны для игр с водой;
∙ на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования,
настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного
труда, для работы с природным материалом.
Зона сюжетно-ролевых игр.
Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные
места, уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые
постройки.
В зоне сюжетно- ролевых игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок».
В летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два
домика. Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми
и достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную
мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона,
повесив на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они
различные по внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы,
установлены скамеечки и сказочный колодец.
Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель,
предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых
игр надо подобрать атрибуты.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
Особого места и оборудования требуют игры с песком и
водой. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для
свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен
быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы
могут
формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая
площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины. Для игр с
водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны.
Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки,
катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки)
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается
рядом.
Оборудование:
∙ игрушки — средства передвижения: лодочки, плоты, парусники;
∙ природный
материал:
камушки,
ракушки;
∙ предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с
различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени
прозрачности.
ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР
она спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке,
расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные,
квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких
столов
позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они
удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием,
конструированием,
ручным
трудом на
ВОздухе.
Оборудование:
∙ небольшие модули-накопители для размещения оборудования;
∙ разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги,
краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин,
тесто;
∙природный
∙ бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления
ВЫСТАВКИ
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно
увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских
работ тоже будет иметь огромный интерес.
ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр
необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она
есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или
зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом
оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные
маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна.
Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей.
Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У
входа оборудовается у входа.
ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится
место наутрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных
игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть
строительство и была возможность сохранить постройки.
ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самая большая площадь на участке предназначена для свободной
двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах
размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр.
Обязательно
выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:
∙ кольцебросы;
∙ скакалки;
∙ велосипеды, самокаты;
∙ ракетки для игр в бадминтон и малый
теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для
бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее.
Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для
задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне
следует
выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На
этой площадке организуются все подвижные игры.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать
игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На
могут быть организованы игры-путешествия.
ТВОРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ
АВТОГОРОДОК
ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
В летний период дошкольники могут оздоравливаться на тропе здоровья.
Ходьба босиком по поверхности разной структуры - камушки, брёвнышки,
песок, керамзит, горох, мраморная крошка, вода и т.д. - способствует
массажу стоп и положительно воздействует через точки акупунктуры на
различные внутренние органы и части тела, укрепляя иммунную систему
растущего организма. Дети получают большое удовольствие, тем самым
улучшается не только их физическое, но и психическое здоровье.
ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ
Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не
взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно
научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития,
воспитания и обучения дети получают огромное количество информации,
необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место
ЦЕНТР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная
познавательная практика для детей!
Спасибо за внимание! |